Кокоринва поделилась своей идеей планировки русской избы в проекте «Жилище». Насладитесь красотой древнерусской архитектуры и узнайте, как создать практичную и уютную обстановку в классическом стиле. Этот проект обязательно заинтересует всех, кто ищет вдохновение для дизайна своего дома в традиционном русском стиле.

 


Наиболее характерным для русских был дом, состоящий из двух или трех основных частей — избы (хаты), сеней и клети (горенки, селъника) или второй жилой избы, связанных друг с другом в единое целое под общей крышей. Основной частью жилого дома была изба (в южнорусских районах, на Кубани, так же как и и на Украине, ее называют хатой) — отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы. Клеть — неотапливаемое помещение — служила летним жильем или складочным помещением. Клеть соединялась с избой посредством сеней. Сени в русском, как и вообще в восточнославянском, жилище были хозяйственным помещением. Они никогда не отапливались и только в жаркое время года в сенях иногда спали. Трехкамерное жилище (изба 4- сени + клеть) в большинстве русских районов было характерно для широкой массы середняцких хозяйств. Беднейшие слои строили обычно двухкамерное жилище (изба + сени). Вместе с тем встречались целые районы преобладания двухкамерного жилища (многие районы Смоленской, Витебской, Самарской, Тамбовской губ.). Крайне редко встречалось однокамерное жилище, состоявшее из одной избы. Тип двухкамерного и трехкамерного дома характерен для всего восточнославянского жилища. Он же широко распространен у западных славян и у финно-угорского населения Поволжья, карел, в значительной части Прибалтики.

В пределах двухкамерного и трехкамерного типа возникали многообразные варианты и переходные формы. В северных губерниях, богатых лесоматериалами и топливом, в больших домах нередко было несколько жилых отапливаемых помещений. Там уже в XVIII—XIX вв. было распространено более развитое жилище пятистенок, в котором сруб разделялся пятой рубленой стеной на два помещения. Часто строили избы двойни — два сруба, пристроенные вплотную друг к другу; встречались также крестовики — срубы, разделенное, крестообразно двумя капитальными стенами на четыре помещения. Жилища типа пятистенков, крестовиков и двойных изб были характерны и для русских Сибири.

Внутренний план избы (хаты) в отдельных районах России был неодинаков и являлся важным этническим признаком отдельных этнографических групп русского народа. Русская печь занимала примерно одну четверть — одну пятую часть избы. В печи варили пищу, пекли хлебы, готовили корм скоту, мылись, печью обогревали помещение, на печи спали, сушили одежду, продукты, в подпечке (а иногда в казенке — деревянной пристройке сбоку печи) содержали кур или молодой скот. Большинство русских печей было глинобитными, в конце XIX в. во многих селениях постепенно стали класть печи из обожженного кирпича. В старых крестьянских избах вплоть до конца XIX в. русские печи топились «по-черному» (курные избы), т. е. не имели вытяжной трубы для выхода дыма, который выпускался через дверь или специальное отверстие в стене. От положения печи в избе зависело расположение других элементов жилища. По диагонали от печи всегда был расположен передний (красный, святой) угол. В зависимости от положения печи и переднего угла, а также от направления устья печи в русском жилище выделяются четыре типа внутреннего плана избы: северно-среднерусский, западнорусский, восточный южнорусский и западный южнорусский.

Северно-среднерусский план избы характерен для северных и среднерусских нечерноземных губерний Европейской части России, Сибири, встречался в отдельных районах поздней колонизации, например, в Медведиц- ком, Усть-Хоперском округах области Войска Донского, в Пятигорском округе Терской обл. Во всех этих районах дом всегда ставился к улице торцовым фасадом. Русская печь расположена направо или налево от входа в одном из задних углов избы, устьем повернута к передней стене избы.

Каждый угол, каждое место в избах имели свое назначение. Передний, красный угол, где висели иконы и стоял обеденный стол, считался самым почетным в избе. Положение обеденного стола в переднем углу было постоянным и характерно для всех восточных славян. В переднем углу отмечались все важнейшие события в жизни семьи. Вдоль стен избы шли плотно прикрепленные к ним лавки. Параллельно лавкам выше окон делались полки — полавошники, на которые складывались мелкие вещи. Пространство избы от устья печи до передней стены (упечь, середа, чулан, путь) служило женской половиной; здесь приготовляли пищу и были сосредоточены все принадлежности для стряпни. Оно иногда отделялось от остального помещения занавесом или легкой досчатой перегородкой. На севере русская печь нередко отодвигалась от задней стены, а иногда и от боковой. Пространство между стеной и печью закрывалось дверцей (шолныш, шомнуша) и использовалось для хранения домашней утвари. В задней части избы от печи до боковой стены укрепляли под потолком деревянный настил — полати, а сбоку печи во всю ее длину пристраивали из досок ящик, в виде шкафа с дверцами (голбец, казенка, каржина), откуда лестница вела в подполье. От входной двери до боковой стены была устроена широкая лавка, забранная с боков досками. Широкая боковая доска ее нередко вырезалась сверху в форме конской головы, отчего и вся лавка называлась коник (кутник). На конике обычно спал хозяин дома, и мужчины занимались домашними хозяйственными работами. Поэтому эта лавка считалась мужской. Резьба в виде конской головы, завитков или розеток часто украшала и другие детали интерьера избы. Во многих северных селениях, а также на Алтае, в Сибири двери, печь, голбец, полати, а иногда и стены расписывались красками.

Вся задняя часть избы под полатями (кутъ, подпорожье) считалась прихожей. Зимой, в большие морозы в ней держали домашний скот (телят, овец, поросят); войти за полати незнакомому без приглашения считалось неудобным. Между обеденным столом и полатями обычно ставили ткацкий стан, а на «долгой» лавке, идущей по боковой стене, женщины пряли, ткали, шили и занимались рукоделием. В большинстве изб не было специальных кроватей, и многочисленные члены семьи спали на полатях, лавках, печи, голбце или просто на полу.

В западных русских губерниях (Смоленской, Витебской, Псковской, в юго-западных районах Новгородской и Петербургской) был распространениной план избы. Положение печи было таким же, как в вышеописанном жилище, но устье ее, как на Украине и в Белоруссии, было направлено к длинной боковой стене, т. е. находилось около входной двери. Направление устья меняло назначение и других мест в избе. Если передний угол (перед, большой куш, кутный, божий угол) в избах западных губерний находился, так же как и в жилищах северных и среднерусских губерний, в передней части избы, то угол, где происходило приготовление пищи (посудный), перемещался к двери, а полати устраивались за боковой стеной печи и шли до передней стены. Под полатями делали деревянный настил для спанья (пол, нары, кровать). Значительную часть передней стены занимало место для спанья;поэтому в ней прорубалосьтолько одно окно.Эта планировка избы, которая называется западнорусской, охватывала в прошлом широкую территорию. Подобная планировка бытовала на Украине, в Белоруссии, во многих районах Прибалтики и Польши, что было следствием постоянных культурных взаимосвязей населения этих районов. Западнорусская планировка была распространена также на Кубани, среди большей части терских казаков, в старинных домах XVIII в., у донского казачества, в русских селениях Средней Азии. В эти районы описываемый план занесен в конце XVIII—XIX в. переселенцами с Украины.

Иное положение печи и переднего угла было в южной черноземной полосе России, где жилая постройка ставилась к улице длинной стороной. Вход прорубали в боковой торцовой стене. Русская печь располагалась в дальнем от входа углу, наискось от входной двери. По диагонали от печи, т. е. между дверью и передней длинной стеной, выходящей на улицу, был расположен передний угол, где висели иконы и стоял обеденный стол. В зависимости от того, куда было повернуто устье печи, выделяется восточный и западный южнорусский план хаты (избы). При восточном южнорусском плане устье печи повернуто к входной двери (Воронежская, Тамбовская, прилегающие к ним районы Пензенской губ., восточные районы Рязанской и Тульской губерний). В жилище с западным южнорусским планом устье печи направлено к длинной стене хаты, выходящей на улицу (Калужская, Орловская, Курская, западные районы Тульской и Рязанской губерний). От боковой стены печи до противоположной боковой стены хаты в западном южнорусском плане и до длинной передней стены в восточном южнорусском плане устраивали дощатый настил для спанья, над которым в восточных районах были расположены полати.

Благоустройство крестьянского жилища было на крайне низком уровне. В большинстве крестьянских изб было тесно и грязно, ощущался недостаток света и воздуха, избы освещались лучиной или каганцем, жирником (глиняная плошка с животным жиром и вставленным в него фитилем). Антигигиенические условия жизни способствовали распространению различных заболеваний.

В конце XIX—начале XX в. единое жилое помещение в экономически развитых районах стали разгораживать занавесами и перегородками, отодвигать печь от стен и изменять ее традиционное положение. Повсеместно распространялось ‘керосиновое освещение. С постепенным проникновением в деревню элементов городской культуры в обиходе более состоятельных крестьянских семей стала появляться передвижная мебель; стены избы украшались различными предметами, распространенными в среде городского мещанства.

Таким образом, в традиционном русском жилище при всем разнообразии «го типов можно установить наличие общих черт, многие из которых были свойственны жилищу всех восточных славян. Восточнославянское зодчество находилось также в постоянном взаимодействии со строительством соседних тюркских, финских, литовско-латышских народностей Восточной Европы и оказало огромное влияние на народную архитектуру многих народов России.

Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Внутренняя планировка жилища

Весьма стойким этническим признаком, характеризующим различные группы
восточных славян, является внутренняя планировка жилого помещения. Она
определяется двумя важнейшими показателями: 1) тем или иным положением
диагонали печь — передний угол  (т. е. положением печи у входа, а
переднего угла наискось от нее, в дальнем от входа углу, или, наоборот,
положением переднего угла у входа, а печи в дальнем углу) и 2) тем или
иным направлением, в котором повернуто печное устье.

В научной литературе выделяются четыре главных типа традиционной
планировки крестьянского жилища в середине XIX в.:

  1. северный среднерусский (или северно- и средневеликорусский),
  2. восточный южновеликорусский,
  3. западный южновеликорусский и
  4. западнорусский, белорусский и украинский.


Северно- и среднерусский план

Для Севера среднерусской полосы и Поволжья (в основном для изб на
подклете) характерен следующий план жилой избы. Изба с сенями стоит
перпендикулярно к улице, т. е. сени расположены за избой; поэтому
всегда различают «переднюю» (фасадную) стену с окнами, выходящую наг
улицу, и «заднюю» стену, примыкающую к сеням, в которой прорезана
дверь. Крылечко с входной дверью помещается сбоку, вход из сеней в избу
— через дверь в задней стене. В избе у входа направо или налево
расположена печь, устьем обращенная к передней стене; окно против печи,
освещающее внутренность печи (чтобы хозяйке было виднее), называется
судным (или судным) окном.

По диагонали от печи в переднем углу стоит стол и висят или стоят на
особой полке («божница», «киот») иконы. Это было самым почетным местом
в избе. Вокруг стен устроены неподвижные лавки: широкая короткая лавка
у двери (по другую сторону от входа, чем печь) имеет форму ларя с
задвижными дверками и носит название коник. Прежде свободный конец
лавки вделывался в стояк — толстую тесину, составлявшую боковую стенку
ларя и выступавшую над лавкой, отделяя ее от входа. Верхней части
стояка придавалась форма конской головы, откуда, повидимому, и
происходит общераспространенное название этой лавки (известны в говорах
конник и кдйник). Коник — это «мужская» лавка, в нем мужчины держат
некоторые из своих инструментов. Коник — место постели хозяина. Над
коником в углу делается треугольная полочка — косячок. Лавка, идущая от
коника к переднему углу, вдоль боковой стены, называется долгой, или
бабьей, лавкой. Вдоль передней стены, под окнами, расположена короткая
или красная лавка. Над окнами тянутся длинные полки — пдлицы, полйцы,
полйвошники, полйвошницы. На них кладут всякие предметы домашнего
обихода — шапки, рукавицы, прялки, нитки, инструменты (ножи, ножницы,
шилья) и пр. Полку вдоль длинной стены дома называют «боковой», а
идущую по передней стене — «лицевой».

Печной столб

У свободного угла печи стоит массивный деревянный брус — печной, или
опечный, столб; на его верхнем конце на высоте, несколько превышающей
человеческий рост, укреплены горизонтально под прямым углом два плоских
широких бруса, или воронца, противоположными концами заведенные в
стены. Местами для этих брусьев еще сохраняется старинное название
грядка. Брус, идущий к стене с окнами (передней), отделяя женскую часть
избы около печи, служит полкой для свежевыпеченного хлеба и называется
пирожным брусом. В старых избах Вятско- Камского края можно встретить
пирожный брус, выдолбленный сбоку, со стороны предпечного пространства;
повидимому, это пережиток, сохраняющийся со времен черной избы: верхняя
плоскость предохраняла вдвигаемые внутрь хлебы и посуду от падающей
сверху сажи. Другой брус, параллельный задней и передней стенам,
называется полатным брусом — на него настилают от двери доски полатей —
полатницы. Свободный край полатей, параллельный передней стене,
ограждают невысокими перильцами — балясинами (балясами), чтобы не могли
с полатей упасть дети и не сползали постельные принадлежности.

Сутычный угол

Место около печного столба, на котором «сутыкаются» (стыкаются)
воронцы, называется сутычным углом, или сутками; обыкновенно здесь
ставят лохань и вешают рукомойник; около столба часто устраивают
шкафчик для чайной посуды. Эти два бруса как бы делят свободное от печи
пространство избы на три части:

  1. первая — большой (красный, передний) угол под образами, или собственно
    изба;
  2. вторая — подпорожье (или задний угол, кут) — у входа, под полатями; и
  3. третья — печной, или подовый, угол (середа, середь, кут, куть) — перед
    печью.

Печной угол нередко отделяется от остального помещения занавесом из
пестрого ситца или цветной домотканины, а иногда промежуток от
пирожного бруса до пола зашит досками — получается комнатка перед
печью, отделенная не доходящей до потолка перегородкой  и
называемая чаще всего «чуланом». Здесь в старину у окна ставили ручные
жернова. Длинная палка для вращения жернова вставлялась верхним концом
в отверстие мельных («малых» или «середных») полатей — широкой полки,
которая шла от пирожного бруса к боковой стене печного угла и
приходилась против устья печи над судным окном.

От печного угла до печи вдоль стены идет судная лавка или же
столик-шкаф с дверками — судница, залавок, прилавок для приготовления
пищи, с полками внутри для посуды. Над судной лавкой висят наблюдники,
блюдники, блюдёшки — полки с перильцами, прибитые к стене одна над
другой. На них держат блюда, тарелки, чашки, ложки, вилки, ножи; иногда
это просто небольшая полйчка. Выше, на уровне остальных полок, идет
длинная грядка для кухонной посуды и разных хозяйственных
принадлежностей.

Иногда печь ставят не вплотную в угол, а отступя от одной или обеих
стен. Пространство между печью и стеной называется запечье, запечек,
заход; запечь: между печью и боковой стенкой иногда имеет дверку. В
некоторых северных районах печь ставят много отступя от боковой стены,
так что образуется особое помещение — шомныша.


Голбец

Из избы есть ход в подполье, помещающееся в подклете и служащее для
хранения продуктов, главным образом овощей и картофеля. Для этого в
избах Севера и Верхнего Поволжья сбоку вдоль всей печи устраивали род
шкафа с дверцей, внутри с лестницей, ведущей под пол,— это голбец, реже
голбчик (на Севере), казёнка (в Рязанской, Кировской и соседних
областях). Крыша голбца служит лежанкой, на нее ведут по стенке голбца
несколько ступенек, с голбца уже влезают на печь и на полати. Дверцу
устраивали или в передней короткой стенке голбца, открывающиеся внутрь
него, или делали ее задвигающейся в длинной боковой его стенке.

Кое-где голбцем называют и самое подполье, различая верхний голбец (в
избе) и нижний (под полом) . В среднерусской полосе эта пристройка
значительно ниже: она имеет вид большого ларя на высоте лавок, с
подъемной крышкой над лазом в подполье; сооружение это, так же как и
голбец, служит для спанья. В некоторых районах его называют лежанкой, в
Калининской обл. и у тверских карел оно называется каржина, в
Новгородской — карзина. Известна и более сложная форма — внизу ларь с
крышкой, а над ним на стойках, на уровне печи,— род помоста; это также
называют верхним и нижним голбцем или верхней и нижней каржиной, оба
они служат для спанья.

В новых домах (примерно с начала XX в.) этой характерной архитектурной
детали большей частью совсем нет, а для входа в подполье служит
прямоугольная подъемная крышка (западня, или творило) люка,
устраиваемого в полу перед печью.


Шапочник

У входа возле печи вбиваются в стену деревянные спицы служащие
вешалкой. Кое-где доску с такими деревянными спицами, иногда точеными
(так называемый шапочник — для шапок и кушаков), прибивали к матице со
стороны входа. На Крайнем Севере (Архангельская обл.) укрепляют еще под
потолком крест-накрест из стены в стену, рядом, по паре жердей,
называемых марами; на них сушат лес для поделок, рыболовные сети и пр.


Казенка

В тех районах, где избы строили с очень низким подпольем (почти
поземными), также делали пристройку подле печи с дверкой, носившую
название казенки, но она имела совершенно другое назначение: здесь
зимой держали телят и ягнят или даже свинью с поросятами. Казенка
такого назначения характерна для широкой полосы, начинающейся к востоку
от Москвы и далее изгибающейся на юго-восток и по направлению к Волге
(б. губернии Владимирская, Нижегородская, Пензенская и Саратовская).

В зоне покоеобразного и южновеликорусского двора многим бедняцким и
середняцким хозяйствам, которые, несмотря на сравнительно суровые зимы
восточной половины страны, не имели теплых помещений для скота,
приходилось зимой держать скот в избе. Зажиточные крестьяне, имевшие в
своих более благоустроенных дворах различные теплые хлевы в виде
скотных изб, омшаников и пр., имели возможность жить в более
гигиеничных условиях.

Гигиена и девушки «для избомытья»

В селениях северных губерний и Верхнего Поволжья в избах поддерживалась
большая чистота, с еженедельным мытьем полов и лавок. Для уборки
огромных хором в б. Архангельской губ. обычно приглашали девушек на
помочь «для избомытья»  (за что хозяева давали каждой девушке по
мотку ниток).

В противоположность северным, крестьянские жилища в тех
центрально-промышленных районах, где были развиты кустарные промыслы и
практиковалась раздача предпринимателями крестьянам работы на дом,
отличались особенно антигигиеничными условиями жизни. В. И. Ленин, в
работе «Развитие капитализма в России», достаточно останавливается на
этих вопросах: «…Капиталистическая работа на дому неизбежно связана с
чрезвычайно антигигиенической обстановкой работы. Полная нищета
работника, полная невозможность регулировать какими-либо правилами
условия работы, соединение жилого и рабочего помещения,— таковы те
условия, которые превращают квартиры занятых на дому рабочих в очаги
санитарных безобразий и профессиональных болезней».

Планировка с печью у входа, обращенной устьем к окнам передней стены, и
с красным углом в дальнем углу против входа, в прошлом типична для
великорусских жилищ на огромной территории: весь европейский Север (за
исключением нескольких небольших районов, о которых сказано особо), вся
среднерусская полоса (за исключением западных областей, соседящих с
Белоруссией, Латвией и Эстонией) и Поволжье, вся лесная зона Сибири. К
нашему времени эта планировка удерживается преимущественно в
двухкамерных постройках, где изба сохраняет еще старое устройство; в
зимней избе трехкамерной связи; в зимовке при наличии пятистенка и
иногда в том помещении многокомнатного дома, где стоит русская печь.
Обычно все так называемые чистые половины, летние избы, горницы и пр.
этот план начали утрачивать еще в XIX в.

Постепенное улучшение крестьянской избы в конце XVIII — первой трети
XIX в. дают возможность проследить классики русской литературы. А. Н.
Радищев писал в 1780-х годах: «Я обозрел в первый раз внимательно всю
утварь крестьянския избы. Первый раз обратил сердце к тому, что доселе
на нем скользило. — Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь
потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью;
печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимой и
летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь смеркающийся
в полдень пропускал свет; горшка два или три (счастлива изба, коли в
одном из них всякий день есть пустые шти!). Деревянная чашка и кружки,
тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят
скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть,
спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в
тумане или за завесою кажется. К счастию, кадка с квасом, на уксус
похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина…» .

Спустя 42 года той же дорогой проезжал А. С. Пушкин. Он читал в пути
книгу А. Н. Радищева и проверял правильность наблюдений ее автора. И
вот, у Пушкина мы читаем: «Наружный вид русской избы мало переменился
со времени Мейерберга. Посмотрите на рисунки, присовокупленные к его
Путешествию. Ничто так не похоже на русскую деревню в 16 [62 году], как
русская деревня в 1833 году. Изба, мельница, забор… ничто, кажется,
не изменилось. Однако произошли улучшения, по крайней мере на больших
дорогах: труба в каждой избе; стекла заменили натянутый пузырь; вообще
более чистоты, удобства…» .


Восточный южновеликорусский жилищный план

Для южновеликорусской полосы, т.
е. для поземных жилищ (без подклета),
характерно иное расположение печи и переднего угла, называемого здесь
«святым». Сразу же при входе в избу из сеней, во многих районах на юге
называемых сенцы, между дверью и передней стеной, выходящей на улицу,
расположен передний угол — здесь стоит стол; дальний угол, наискось от
переднего, занят печью. При положении переднего угла у входной двери
окно приходится лишь по одну сторону его, так как угол прилегает к
сенцам. В этом основное отличие южновеликорусских изб и хат от всех
остальных типов восточнославянского жилища, где почти всегда красный
угол освещен с обеих сторон, так как в обеих составляющих его стенах
прорезаны окна,— т. е. является действительно «красным». В Калужской
обл., где в районе р. Оки проходит граница между более древним
южновеликорусским положением переднего угла у двери и более поздним
средневеликорусским положением его в дальнем от входа углу, народ
издавна охарактеризовал эти планы: здесь (южнее р. Оки) «молятся у
порога», там (севернее р. Оки) «молятся на прямую».

В соответствии с тем, куда обращено устье печи, в южновеликорусской
планировке жилища четко выделяются два типа — восточный и западный.

Восточный южновеликорусский тип планировки характерен для большей части
центрально-черноземной полосы — для областей Орловской, Курской,
Тамбовской и Воронежской и для прилегающих районов Тульской и Рязанской
областей. Изба, называемая в южных районах Курской и Воронежской
областей хатой, расположена параллельно улице, вход в сенцы — с улицы
или со двора, если изба расположена в глубине двора. Из сенец, обычно
налево, вход в избу; в избе левый ближний от двери угол — передний,
святой угол (в нем обычно помещались божница и образа ), в углу стоит
стол. В дальнем правом углу, наискось от переднего, стоит печь, устьем
обращенная к входной двери; дым из нее выводился по проходящему под
потолком над самой головой горизонтальному дымоходу, составленному из
гончарных труб, уложенных на жерди. Дымоход над дверью выходил в сенцы,
где дым переходил в вертикальный дымарь (кожух в южных районах),
обмазанный глиной, но имеющий плетеный или деревянный остов. Пол в избе
был обычно земляной, редко деревянный; в обоих случаях называли его
земь. Вокруг стен располагались неподвижные лавки: от двери к переднему
углу — коник (как и на Севере в старых избах, коник представляет собой
род ларя с откидной крышкой, но здесь в нем держат печеный хлеб,
пироги, а иногда и другие припасы); от переднего угла вдоль фасадной
стены помещалась долгая лавка; между фасадной стеной и боковой частью
печи настилали широкий помост для спанья — пол, или примост (реже
называют его мост, кут, кутник, кутняя лавка, залавок, задняя лавка,
зад; названия варьируют по местностям), от полуметра до метра высотой
над землей. Зимой под ним держали ягнят, поросят, гусей, кур, уток, для
чего низ спереди часто заделывали решеткой. Иногда для большей
вместительности выбирали под ним землю на глубину 30— 40 см. У «пола»
привязывали теленка.

Над «полом» на высоте человеческого роста или чуть выше устраивали
полати; сбоку у печи — небольшая лавочка — приступок. С нее поднимались
на печь, держась рукой за задоргу (деревянную жердь, вмазанную в
свободное горизонтальное продольное ребро печи), а с печи — на полати.
На полатях и спали и сушили лучину, лен, пеньку. Полати настилали от
стен до полатного бруса: последний опирается на массивный
четырехгранный печной столб, связанный конструктивно с опечком; верх
столба расширен и часто украшен несложной резьбой в виде зубчиков.

Печной столб нередко служил единственным архитектурным украшением
воронежской избы. От столба к двери (параллельно дымоходу из гончарных
труб) и от печи к передней стене над окнами тянулись массивные полки
для посуды. От печки к стене с дверью, под судним окном, была устроена
судница — лавка-шкафик с волоковой дверкой; нередко эта была просто
«судняя лавка». Для посуды прибивали иногда и полку над коником. Но
чаще делали длинные полки — полицы: одну — на стене, прилегающей к
сенцам, над дверью, на нее клали шапки, рукавицы и прочую мелочь;
другую — от печи к той же стене, над судним окном, на ней держали
кухонную посуду и испеченный хлеб.

Когда требовалось разделить избу на отдельные помещения, здесь уже с
середины XIX в. прежде всего начали отделять дощатой перегородкой часть
против печи, где происходила стряпня; это помещение называлось в
Курской обл. топлюжкой, в Тульской — чуланчиком. Гораздо позднее стали
огораживать место против входа, где находился примост между боком печи
и передней стеной. В таком случае примост разбирали, вместо него
ставили широкую кровать — выделяли спальню или спальню для молодых
(Рязанская обл.).

В прошлом для южновеликорусского бедняцкого жилища черноземной полосы,
с его земляными полами и плохонькими стенами, характерна была ужасающая
грязь. Даже после перехода от курных изб к белым, совершавшегося в
течение XIX в., положение мало улучшилось. В низких тесных избах, в
которых, кроме людей, всю зиму жили мелкий скот и домашняя птица
(корову для кормежки тоже впускали в избу два раза в день), скверное
топливо, раскисающий от мочи детей и животных пол, стояло постоянно
едкое удушливое зловоние, совершенно невыносимое для непривычного
человека. «Идиотизм деревенской жизни»  старой русской деревни
выступал здесь во всей своей кошмарной неприглядности. Этот убогий быт
неоднократно изображался и в передовой русской художественной
литературе (главным образом у писателей-народников), ему посвящались
публицистические произведения и научные исследования. Из последних
здесь следует вспомнить о замечательной работе А. И. Шингарева, в
качестве земского врача подробно обследовавшего в начале нашего
столетия два селения Воронежской обл, В своей книге А. И. Шингарев дал
потрясающую картину разорявшейся и скудевшей пореформенной деревни,
основанную на подробнейших статистических данных. Среди прочего ценного
материала, для нашей темы особенно важна глава II «Санитарное описание
жилищ, дворов и условия водоснабжения», с обмерами, строительной
техникой, бытовыми описаниями и т. д.

Восточный южновеликорусский тип планировки считается у этнографов, со
времени работы Д. К. Зеленина, характерным для однодворцев. Это верно,
повидимому, лишь для Воронежской обл., где подобный тип наблюдается
почти исключительно в селениях бывших однодворцев и государственных
крестьян; для расположенных там же, но возникших позже селений
помещичьих крестьян, такой план не характерен; это объясняется тем, что
помещики переводили сюда крестьян из своих имений среднерусской полосы
России, и те в новых местах строились по привычкой для них планировке
жилья. В более же северных районах, например в Тамбовской, Рязанской,
Тульской областях, восточный южновеликорусский план характерен как для
старинных селений бывших помещичьих крестьян, так и для селений бывших
государственных крестьян и однодворцев. Очевидно, что бытование этого
плана здесь объясняется старой этнической традицией,— оно характеризует
данную территорию за много столетий до появления однодворцев в русской
истории, а потому и не связано с отдельными социальными группами
крестьян.


Западный южновеликорусский тип внутренней планировки жилищ

Западный южновеликорусский тип внутренней планировки жилищ характерен
для западной части черноземной полосы, т. е. для Калужской и Брянской
областей и для западных частей Тульской, Орловской и Курской областей.
В домах этого типа печь, стоящая в дальнем углу по диагонали от святого
угла, расположенного у двери, устьем обращена к окнам боковой (в то же
время фасадной) стены, идущей вдоль улицы; угол против устья печи носит
название подового; почетное место «под образами» называют сутки, так
как тут стыкаются внизу две главные лавки — долгая и коник, а наверху —
две полицы . Средняя часть пространства от печи до стены с дверью
занята дощатым помостом, около 2 м шириной, настланным на срубе из двух
вендов толстых бревен, около 0,33 м высотой ( бывал и до 0,75 м), это
так называемый «пол»; по бокам помоста устроено два дощатых чуланчика
(казенки), снабженных дверцами. Верхний настил казенок, возвышающийся
над «полом» в виде лавок, служит койками для спанья; они носят название
вышние лавки (благодаря их положению), ближнюю к двери вышнюю лавку
называют иногда вышним коником, конюшком, а казенку под ней — кутком.
Внутри казенок держат разные хозяйственные вещи и продукты; на время
сильных холодов сюда помещают молодых животных (ягнят, телят, поросят),
весной здесь сидят выводки гусят и цыплят (поэтому в дверцах делают
прорези для воздуха). Над краем казенки устраивают иногда шкафик для
посуды. По свободным стенам тянутся лавки; та, которая идет от двери к
переднему углу, носит, как и в предыдущих типах планировки жилища,
название коника; в отличие от вышнего коника его называют нижним, или
святым. Как и в восточных южновеликорусских областях, в нижнем конике
держат печеный хлеб; в некоторых местах Калужской обл. в нем зимой
хранят картофель. В Тульской обл. в одном конике держат горшки с
молоком и сметаной, хранят яйца и прочие продукты, в другом — рабочую
одежду и обувь, веревки, инструменты и пр.

Брус, идущий от свободного печного угла к двери, связан в одно целое с
казенками и называется курчина; на него кладут у двери шапки, рукавицы,
у печи — свежеиспеченный хлеб и т. п. Остававшаяся свободной часть хаты
в старых постройках имела земляной пол, плотно утрамбованный; это —
земь. Кроме того, известно деление хаты на две половины: уличная часть,
со святым углом, называется середа, а надворная, с печью, носит
название «заполье».

С 1890-х годов начали понемногу застилать (мостить) земляной пол
досками, под которые подкладывали балки — переводы, и получался так
называемый мост. После Октябрьской революции мостов стали делать
больше,— в наши дни хат с земью почти не сохранилось. На территории
распространения южновеликорусской избы, во всех южных районах,
переводины, на которых укреплен «пол» (мост), лежат непосредственно на
земле и высота пола над землей здесь не превышает 35 см; к
северо-востоку переводины поднимаются выше, а на севере этой территории
высота пола над землей достигает 2 м. Таким образом, поземная хата
постепенно сменяется избой на подклете с подпольем, иногда даже с
подызбицей (т. е. подвалом, имеющим ход снаружи). Казенки переходят на
севере области в голбцы; в них устраивается спуск в подполье.

В южновеликорусской избе (хате) западного типа иногда печь ставят не в
самом углу, а отступя от него или даже посредине задней стены, т. е.
ближе к двери. В таком случае казенки и «пол» устраивают, как обычно,
со стороны печи, обращенной к двери. За печью устраивают койку и на
свободном конце ее — шкафик или полки для посуды. Пол около койки
сделан на уровне земли или моста. Эта планировка отмечена
преимущественно в летней избе, если постройка трехкамерная. Когда печь
стоит у середины стены, а высокого «пола» уже не делают, то отделяют
перегородками пространство до печи и за печью (если считать от входа),
получаются чуланы, или комнатки, для спанья. Подобное видоизменение
старого типа планировки отмечают и ответы на анкету Русского
географического общества (середина XIX в.). Те же материалы
свидетельствуют, что изредка в области распространения западного типа
южновеликорусского жилища попадаются избы с печью, обращенной устьем к
двери, т. е. с планировкой восточного типа.

Необходимо отметить, что западный тип планировки жилища получил
распространение преимущественно в той части южной Великороссии, где,
несмотря на напор кочевников в XIII—XIV вв., население оставалось в
своих селениях, защищенное с юга труднопроходимыми тогда Брянскими
лесами и болотами (до сих пор часть этого района носит название
Калужского полесья, а население его слывет в народе под именем полёхов).

Граница между западным и восточным южновеликорусскими типами,
естественно, не является резкой; существует переходная полоса, где
встречаются оба вида планировки. На восточной окраине распространения
западного южновеликорусского типа встречались хаты с полатями над
«полом»,— возможно, что это — контаминированная форма (в б. Рыльском и
Суджанском уездах Курской губ.).

Что было внутри русской избы?


Русская изба — это традиционный жилой дом, который был распространен в России с древних времен и до начала XX века. Внутри русской избы было несколько помещений, которые использовались для различных целей.

Основным помещением в русской избе была общая комната, называемая «горницей». В горнице обычно находилась печь, которая служила для отопления дома и приготовления пищи. Также в горнице могли находиться кровати, столы и другая мебель.

В избе также могли быть отдельные спальни, которые назывались «ложами». Ложи были обычно небольшими и тесными помещениями, где спали члены семьи.

Еще одним важным помещением в избе была «сени». Сени — это пространство, расположенное между горницей и входом в дом, которое использовалось для хранения дров и других материалов. В сенях также могли содержаться животные, например, куры или свиньи.

Кроме того, в русской избе могут быть отдельные комнаты для хранения продуктов и посуды, а также погреб для хранения овощей и фруктов.

Избы могли быть разного размера и формы, и внутреннее устройство могло различаться в зависимости от региона и социального статуса семьи. Однако, в целом, русская изба была простым и удобным жилищем для сельского населения, сочетающим в себе жилище и место для хранения и обработки продуктов.

Categories:

Comments are closed